О Джигитовке

   
О нас
 
Джигитовка
 
Фотоальбом
 
Информация
 
Гостевая книга
 
Услуги
 
Контакты
 
(от тюрк. джигит - искусный и отважный всадник), упражнения на скачущей лошади у казаков, народов Кавказа, Ср. Азии и Казахстана.
(Большой Российский энциклопедический словарь)

Разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади (первонач. у казаков и кавказских горцев).
(Толковый словарь Ожегова)
История возникновения
Джигитовка зародилась, выросла и просуществовала в природных кавалериях степных народов как вполне естественный вид верховой езды, подготовки лошади и верхового. Выезженность лошади умение действовать верхом так же комфортно как на земле, дополнительные возможности одного перед группой соперников это тот перечень, в котором джигитовка продержалась в кавалерии до середины XX века и продолжает жить в других схожих направлениях сейчас. Ещё Ксенофонт описывал некоторые составляющие джигитовки: умение лошади присесть для быстрой посадки в седло, другие быстрые посадки в седло, нестандартное поведение верхового и лошади во время схватки. Наиболее известное упоминание о уже сложившейся джигитовке известно из истории Рима. По свидетельству Диона Кассия во II-м веке нашей эры иберийский царь Фарасман и его свита продемонстрировали римскому императору Адриану нестандартную езду на лошадях. Императора настолько впечатлила джигитовка, что на Марсовом поле в Риме была воздвигнута конная скульптура Фарасмана, сохранившаяся по сей день.
«Цивилизованная» Европа очень мало видела и знала джигитовку. Единственным источником для этого были племена кочевников, которых часто принимали за мифических существ – кентавров, человеко-лошадей. Отсутствие тяжёлых сковывающих доспехов, естественное содержание лошадей и легкость езды дали джигитовке то развитие которое она никогда бы не получила в закованной в тяжёлую сталь рыцарской Европе.

Движения
Первыми движениями направления впоследствии названного джигитовка, несомненно, была та же быстрая посадка в седло – заскок. Затем преобразовавшийся в современную темповку – соскок, заскок, перескок. Для «расширенного» визуального наблюдения – езда стоя. Поскольку небольшой рост был характерен для степных лошадей, это же движение помогало в работе с пикой коей нельзя с успехом действовать, находясь намного ниже соперника. Позже, для того чтобы с успехом противостоять сопернику на крупной лошади, не вставая, пику удлинили.
Первичный перечень можно ещё пополнить ездой задом наперёд - для стрельбы по догоняющим, поднятия с земли предметов и обманных вводящих в заблуждение движений, таких как, например «обрыв» - имитация смерти.
Другие составляющие движений джигитовки уже напрямую были связаны с лошадьми. Способность лошади лечь по первой просьбе, посадка лошади, повал на галопе, вариации песад, отбивы ногами, работа верхом холодным оружием, работа от корпуса (без повода), работы в руках, езде без амуниции, координации движений лошади и верхового в сложнейших пирамидах и прыжках через препятствия, стоя на двух и более лошадях. Строевой устав кавалерийской службы 1899 года в качестве примера защиты кавалерии наставляет способ обороны по линии или кругу за поваленными лошадьми.
Многие зарубежные военные были шокированы такими способами верховой езды думая, что лошади мертвы. Удивление возрастало ещё и с тем что «мёртвые» в нужный момент оживали и лавой начинали атаку. Другие наставлений приводят пример преодоления водных преград стоя на лошади. Езда, стоя отлично практиковалась и в боевых условиях вспомнить хотя бы знаменитую массовую «Дикую атаку» стоя, на опешивших австрийских солдат во время Великой Войны называемой в то время Отечественной.

Цирк
С первой половины XIX века Русская джигитовка отдельными фрагментами начинает демонстрироваться в цирке. Там она, обогатилась зрелищными элементами в виде различных переворотов и всех составляющих к этому – различных ручек, развязок и петель помогающим держатся за лошадь и не упасть. Первые номера джигитовки исполнялись наездниками-солистами, затем небольшими труппами. С 20-х годов XX века в Красной России и Европе появились уже целые коллективы конных театров. За границей участниками выступали русские белоэмигранты. В конечном итоге это западное направление пошло своим путём развития, воссоздав как сам американский стиль верховой езды western, так и обогатив его новыми направлениями ныне известными как natural horsemanship, reining и др.

Каскадёры
Осенью 1896 года пионер Русской кинематографии А.К. Федерецкий (встречается написание Федорецкий) снимает кинофильм «Джигитовка казаков первого Оренбургского казачьего полка». В 20-х годах уже запад подхватил и поднял эту волну.
С выходом в 1950 году отечественного кинофильма с использованием конных трюков – «Смелые люди» конные каскадёры появились и в СССР. Готовил трюки для этого и последующих фильмов цирковой артист Алибек Кантемиров и его прославленная в Союзе цирковая конная труппа. Практически все верховые прокручиваемых в то время американских вестернов были русскими, недавними соперниками по Гражданской войне.
«Смелые люди» первый каскадёрский фильм, начавший традиции ввода собственных довольно болезненных трюков. О создании одного из них была легенда, что Алибеку Кантемирову отдали 10 лошадей с наказом «научить их падать». Из 10 лошадей можно было убить 8, но чтобы 2 «падали». Кантемиров не убил не одной, создав простую, но очень жестокую «кавалерийскую подсечку». Суть её в подвязывании на верёвки передних ног лошади и дёрганье на галопе вверх. Недавние западные соотечественники делали менее болезненные повалы – на галопе через посадку и через песаду повал на бок.
После «Смелых людей» на экраны страны выходят: «Иван Франко», «Атаман Корд», «Лично известен» и др. В цирке также усложняются номера, часть из которых переходит в цирк уже из кино. Именно цирк и кино вызвали популяризацию джигитовки. Каждый уважающий себя цирк выпускал джигитов на свою арену. Был даже такой замечательный номер - «Амазонки», где на светло-серых лошадях джигитовали девушки.

Информация подготовлена по материалам сайта www.scarb.ru


Джигитовка – вид верхового искусства применяемой для выездки лошади и правильной сбалансированной работы верхового. На протяжении всей истории человечества в той или иной степени зарождалась в лёгкой природной иррегулярной кавалерии. Используется в качестве подготовки лошади и всадника. Имела боевое значение. Сложнейшие элементы и наибольшее распространение получила в России и у Русского казачества. В качестве самостоятельной дисциплины преподавалась в Русских кавалерийских частях до 50-х годов XX века. В XIX веке некоторые показушные движения джигитовки были позаимствованы цирком. Затем это цирковое течение уже в XX веке дало рождение каскадёрству разработавшему серию специфических и порой жестоких трюковых элементов направленных на зрелищность. С XIX века в Русской армии джигитовка включена как отдельный спортивный вид, просуществовавший в стране до 70-х годов XX века. В 2005 году спортивный вид джигитовки был возрождён. Так же как и в начале своего пути, сейчас в программу джигитовки включены лишь несколько элементов. Для всего остального выделена так называемая «произвольная программа». Джигитовка является родоначальницей вольтижировки. В 20-х годах XX века Русскую джигитовку в широком её виде благодаря белоэмигрантам увидели в Европе и Америке. Системы подготовки лошадей белоэмигрантами стали основополагающими американского стиля western, и комплекса упражнений под названием kozak voltig.
Джигитовка есть не что иное, как способность верхового и лошади правильно думать, и выходить из различных неблагоприятных ситуаций, используя мастерство.
Валерий Шабля
     
г. Санкт-Петербург,
т/ф.: +7(921) 994-78-85
т/ф.: +7(911) 730-50-58
Hosted by uCoz